Мягкие или полноподвесные велосипеды. | Лучистое

Мягкие или полноподвесные велосипеды.

Велосипед — один из самых консервативных механизмов, который человек исполь­зует практически без изменений на протяжении более ста лет. Конструкция вело­сипеда настолько совершенна, технологична и отработана за это время, что в нее трудно внести какие-либо изменения или новшества. И тем не менее, подобные попытки постоянно продолжаются.

Все велосипедисты знают, как неприятно бьют по рукам кочки, колдобины и трещи­ны в асфальте, которыми так богаты наши дороги. Вот для таких дорог и сделаны были наши «мягкие» велосипеды с подвесками всех колес.

Володя Ларин на своем «мягком» велосипеде. Фото 1994 год.

Идея и реализация первого «мягкого» велосипеда принадлежала нашему кружковцу Володе Ларину. Вначале это была простая хохма. Малый отгуливал последнее лето перед армией, сделать сложный веломобиль не было времени, с деньгами у него было туго, а ездить на чем нибудь таком, этаком очень хотелось. И тут как на грех, на любимый Володин «Салют» упало бревно и передавило заднюю часть рамы. Расстроенный Володя пришел на занятия, во время вечернего чаепития на столе лежала шоколадка с прекрасной картинкой мотоцикла «Бимота» на обложке. Сама шоколадка была так себе, но вот картинка… Заднее колесо мощного мотоцикла крепилось с одной стороны, и сразу повис вопрос:

- А почему так не делают на велосипеде?- Ты сделаешь, и так будут делать.Этого хватило, чтобы Володя просто заболел этой идеей.

Это сейчас, когда на дворе 2009 год во всех велосипедных магазинах полно велосипедов с подвесками. А тогда шел далекий теперь 1994 год. Про горные велосипеды уже начали просачиваться непроверенные слухи, что таковые вообще есть в природе, а некоторые даже их видели на картинках в иностранных журналах.

Вначале никто не верил в серьезность Володиной затеи, в ее жизнеспособность в принципе. Мнения матерых велосипедистов из спортивной секции были самые разные от » все это — фигня, велосипеды умные люди делают и вообще так не бывает», до попыток анализа «подвеска с одной стороны, так он у тебя на эту сторону и будет заваливаться». Но вобщем-то внятных аргументов ни за, ни против, не было, чтобы о чем-то судить, это надо как минимум познать.

И Володя начал ваять.

При постройке велосипеда исполь­зовалось много проверенных и отлаженных на веломобилях узлов и деталей. Практически все основные узлы, могущие вызвать подозрения в их надежности, были взяты от веломобиля: переднее колесо с консольным креплением оси, заднее колесо в сборе так же с консольным креплением, узел подвески заднего маятника.

Надо отдать должное Владимиру: свою работу он начал с вычерчивания общего вида и отдельных узлов в масштабе 1:1. Благодаря этому и применению специальных кондукторов, в которых зажимали детали, чтобы избежать деформаций при выполнении сварочных работ, все, что было задумано на бумаге, получилось в металле с первого раза.

Правда, при этом, не обошлось без казусов: насмотревшись в журнале «Мото» на мотоциклы-чопперы, Володе захотелось посмот­реть, как поведет себя велосипед с сильно наклоненной назад передней вилкой и вместо привычных на велосипеде 20-22 градусов, угол наклона был увеличен до 25 градусов, но это в статике, а после просадки амортизаторов, угол увеличивался аж до 27 градусов и велосипедист сидел практически над задним колесом.

Посадка достаточно необычная, к ней надо привыкать, но, зато ни каких проблем, если на пути встречался бордюр, просто посильнее нажимали на педали, велосипед поднимал переднее колесо и задняя подвеска с характерным хлюпаньем «проглатывала» встретившееся на ее пути препятствие.

Амортизаторы.

Сначала в передней и задней подвесках стояли амортизаторы от мопеда: соответственно от «Мини-мокика» и от «Карпат», но это оказалось неудобно: отсутствие каких — либо гасителей колебаний приводило к раскачке наиболее загруженной задней части велосипеда.

После установки заднего амортиза­тора от минского мотоцикла, всякие неровности дороги исчезли, работа задней подвески подкручивает ведущее колесо и помогает движению, чем выше кочки, тем сильнее проявляется этот эффект.

Задняя втулка с консольным креплением оси.

Всего у нас было построено два таких велосипеда, немного отличающиеся по конструкции.

На первой модели стоял задний маятник с консольным закреплением колеса и расположением амортизатора сбоку. На более поздней модели маятник был изменен для установки обычного колеса, моноамортизатор стал располагаться по центру. Такое расположение амортизатора дало несколько меньший ход подвески, но и раскачка при педалировании стала меньше. На втором велосипеде, вернулись к классическому углу наклона передней вилки.

Узел задней подвески. Ви-брейков тогда еще не знали.

Второй «мягкий велосипед во время ходовых испытаний. Окрасочные работы еще впереди. Задний маятник из тонкостенных туб малого диаметра весит меньше, чем с консольным закреплением колеса, а отказ от спец. оси существенно удешевил конструкцию.

Рама.

Центральная часть рамы — классической компоновки, сварена из стальных труб. Верхняя труба 28*2, нижняя — 25*1. Вертикальная труба испытывает значительные нагрузки от маятника и сделана из трубы 32*2. В верхнюю ее часть вварен переход­ник из стали, для зажима подседельной трубы, в нижней части приварена втулка, с кареткой от велосипеда типа «Салют». Места стыка туб усилены стальными косынками. Сварка проводилась полуавтоматом.

Фотографий второго велосипеда осталось мало. Сразу же, как только он был собран и отлажен, мне его предложили поменять на новенький карт, что и было немедленно сделано. Судьба карта – в статье про Снегоходы.

Хорошо видна конструкция передней вилки. На мото технике такие вилки работают прекрасно, но на велосипеде практически неприменима: при наезде на препятствие рычаг подвески уходит назад… а затем возвращается вперёд, просто останавливая велосипед. Чем больше кочек на дороге, тем сильнее торможение.

Передняя вилка.

При проектировании передней вилки было перебрано большое количество вариантов: и телескопические, и параллелограмные, и короткорычажные, но самой простой и надежной в изготовлении при наших возможностях, с минимальным количеством шарниров все же оказалась короткорычажная вилка с консольным закреплением колеса.

Краткие технические характеристики:

Вес: — около 18 кг.

Колеса: обода и резина от велосипеда «Школьник».

Число зубьев ведущей звездочки — 54 зуба

Максимальная скорость: — до 40 км/ч.

Велосипеды оказались очень живучими. Володин велик был доделан в 1994 году, интенсивно эксплуатировался почти круглогодично, прошлым летом я точно его видел на дороге во вполне «живом» состоянии, второй велик часто попадался на улице еще лет 7, потом следы его затерялись.

 Александр Карпук. Тамбов 2009 г.