Переднеприводный веломобиль «ФИГАРО» | Лучистое

Переднеприводный веломобиль «ФИГАРО»

С этого веломобиля началось у нас развитие веломобилей переднеприводной схемы. Конструктор Володя Ларин. В то время парню было лет 15 – 16. Из неблагополучной семьи, школу бросил классе в 6, писал с огромным количеством ошибок, но при этом обладал очень острым и стремительным умом. Первый свой веломобиль сделал под влиянием публикации в журнале «Моделист-Конструктор» за 1991 год. Общая компоновка, тонкие «школьниковские» колёса, положение руля под сиденьем остались такими же, как на фото из журнала.

Все началось с этой фотографии из «Моделиста-конструктора»

Изготовил Володя свой веломобиль очень быстро, всего за неделю из обрезков труб от старых кроватей, сидений автомобилей и велосипедной рамы от спортивного велосипеда. Раму сварили газом сантехники из ближайшего ЖЭКа, без всяких стапелей и приспособлений, на асфальте мелом расчерчивалась рама и тут же сваривалась.

Практически без каких-либо изменений в конструкции, интенсивно эксплуатировался с весны 1995 года. Летом 1995 года заменена целиком задняя часть веломобиля, в связи с переходом на втулки третьего поколения на стандартных шарикоподшипниках.

Пока Вадим Дунаев делал свой новый веломобиль, Володя ездил с его фрезерованной алюминиевой велосистемой.

Наибольшее количество экспериментов выдержал главный привод. Короткий и эффективный привод позволял разогнаться до 40-45 км/час. В качестве ведущей звёздочки использовалась: велосистема, max звезда – 56 зубов, самодельная звёздочка – 72 зуба вырубленная из листового алюминия зубилом, но сезон она проходила, затем износилась. На последних модификациях стояла харьковская стальная звёздочка – 51 зуб.

Боковые колёса без крыльев и очень близко от рук, куртки приходилось стирать регулярно.

На ведущем колесе – в качестве набора звёздочек – индийский «пятерник» 14х16х18х20х22 и даже «Торпедо» — задняя втулка с дорожного велосипеда, но без тормозного барабана, что позволяло свободно вращать педали назад.

Обод ведущего колеса «Школьниковский» — стальной, заваренный и пересверленный на 36 спиц, а затем отхромированный. Причём трёхслойным покрытием: медь-никель-хром, с полировкой каждого слоя.

Принимал участие во всех походах и клубовских мероприятиях, показал себя как исключительно надёжный, неприхотливый аппарат.

Вначале вес веломобиля — 14 кг. После модернизации — установки нового сидения, крыльев, новых боковых втулок на промышленных подшипниках, замены алюминиевой системы на стальную вес увеличился до 16 кг.

Веломобиль не имеет багажника, он даже и не проектировался. Но в походах загрузка этого веломобиля по весу и объёму не отличалась от других. На спинку сиденья вешался предварительно упакованный рюкзак, объёмом до 100 литров, лямки рюкзака пускались крест накрест, по диагонали под спиной или снизу сзади, к сидению в армейском вещмешке крепилась палатка. Таким образом, веломобиль легко вёз до 30 кг. Из-за того, что груз располагался низко, практически на уровне оси колёс, устойчивость и управляемость веломобиля была очень высока.

На фото веломобиль «Фигаро» слева, под сидением закреплена палатка. Из встречаемого на дороге зверья реальную угрозу представляют не собаки, лошади или коровы, а именно гуси.

В походе, на заднем фоне ДОРОГА. Во время похода, за своеобразный внешний вид, веломобили этого типа получили прозвище «мой большой рюкзак на колёсах».

Во время «Зелёного кольца тамбовщины». Веломобиль (справа) собран из разных частей – задняя – от Фигаро, передняя, от более поздней модели. Надписи на машине сопровождения нанесены гуашью, схема маршрута была нарисована на крыше, специально для водителей больших грузовиков.

В движении, при интенсивном педалировании, из-за особенностей конструкции (передняя часть ведущая и управляемая), сохранять прямолинейное движение невозможно, а как показала практика не только не нужно, но и вредно. Как только мы нажимаем на педаль, всю переднюю часть поворачивает в противоположную сторону и веломобиль рыскает в эту сторону, пытаться выправить траекторию рулём не получится, руки ведь слабее ног, а сломать руль – запросто. Нужно просто подождать несколько мгновений, когда другая нога начнёт свою работу, и веломобиль рыскнет в другую сторону. Общее направление будет более или менее прямолинейным, динамический коридор не превысит половины ширины веломобиля. На большой скорости подобная, мечущаяся траектории движения, выглядит весьма устрашающе, кажется непредсказуемой, и напоминает бег одного очень нелюбимого домашнего насекомого, за что и получило название «бег бешеного таракана» или у Саши Галкина «Змееобразная траектория движения».

Аттракцион «Качели». Надо было медленно заехать на веломобиле на помост и удерживать равновесие, когда мостик начинает перекидываться. Во время праздников аттракцион пользовался большой популярностью.

При небольшом навыке, даже повороты можно проходить, не пользуясь для этого руками. Но совсем убирать руки с руля не рекомендуется, а вдруг внезапно придётся тормозить?

На «Фигаро» (справа) стоит стальная ведущая харьковская звёздочка и «Торпедо» в ведущем колесе.

Все эти годы на веломобиле использовались тормоза только на переднее колёсо. Хотя на аппарате стояли обычные клещевые тормоза (про Ви-брейки и слыхом не слыхивали) эффективность торможения очень высокая. Пробег не определяли, но очень много, ребятня летом с него просто не слезала, ездила по очереди круглыми днями.

Сидение из алюминиевых труб от раскладушек, на них шурупами крепился лист 3 мм. фанеры, и пенорезина от сидения автомобиля. Чехол из чёрного кожзаменителя. Главное достоинство сидения – простота изготовления. И отсутствие необходимости подстраивать под определённый рост. На веломобиле ездили все, с любым ростом и любого возраста.

Карпук А. Тамбов. 2004-2006-2010 гг.