Поворотные кулаки для веломобиля. Часть первая. | Лучистое

Поворотные кулаки для веломобиля. Часть первая.

В веломобилях классической компоновки, с одним задним ведущим колесом и передними управляемыми колёсами, чаще всего, применяют поворотные кулаки двух типов, которые можно назвать:

П — образными,

L — образными.

Каждый тип имеет свои достоинства и недостатки, по большей части, чисто технологического свойства.

Сегодня мне хочется рассказать о стальных поворотных кулаках, П-образной схемы, применяемых на наших веломобилях.

Кулаки изготавливались из стального листа толщиной 3 мм, стали марки 10КП на вырубном станке с ЧПУ. Сейчас, в связи с широким распространением услуг по предоставлению услуг лазерной резки, по вполне демократическим и посильным ценам, эта конструкция вновь может оказаться вполне востребованной.

Поворотные кулаки, сразу имели площадки под самодельные дисковые тормоза с клещевым приводом. Но, если вспомнить, что кулаки разрабатывались в 1994 году, то это было более чем круто.

Хотя, эффективность клещевого зажима с фрикционными вставками из сухарей двигателя «Д-6» была относительно невелика, тормозной путь при торможении всеми колёсами сокращался вдвое.

В качестве поворотного шкворня, в нашей конструкции, использовались резьбовые втулки, аналогичные использующимся в узле задней подвески.

Подобная конструкция позволила получить очень простой в изготовлении необслуживаемый узел, с возможностью регулировки зазора в соединении, достаточно малым усилием необходимым для поворота кулаков и хорошими демпфирующими свойствами.

Подобные поворотные кулаки стояли на наших веломобилях — «Зелёном» и «Жёлтом».

Конструкцию оси, использовал из широко известной статьи Мазурчака, о своём переднеприводном веломобиле в журнале «Моделист-Конструктор».

Материал осей и режимы термообработки приходилось выбирать из доступных нам тогда технологий. Оси выточили из стали 45 с последующим цианированием на глубину 0,3 мм. Эта технология требует более точного соблюдения режимов термообработки, чем более известная технология с изготовлением оси из стали 12ХН3А с последующей цементацией и закалкой.

В результате, первую партию осей, сделали приличного качества, а две последующие ушли в брак, одни оси были перекалены и раскалывались как стекло, а другие, с испугу, — сыроватыми, дорожки качения раскатывало шариками подшипников примерно за 1000 километров.

Для предотвращения проворачивания, оси имели фрезерованные лыски, вставлявшиеся в соответствующие по форме отверстия в поворотных кулаках.

Первоначально оси просто вставили на своё место в поворотные кулаки, но из-за малой площади контакта и высоких нагрузок, оси при езде, стало «выворачивать» вверх.

Чтобы увеличить площадь контакта осей с поворотным кулаком, были изготовлены дополнительные шайбы из стали 45. После их установки оси стали вести себя пристойно, сохраняя свою перпендикулярность поверхности поворотного кулака и параллельность земле.Чтобы кулаки сохраняли свою правильную форму в них вваривались дополнительные пластины, которые образовывали жёсткое коробчатое сечение.Сама конструкция поворотных кулаков была довольно удачной для единичного изготовления веломобилей, но требовался большой объём слесарных работ при их изготовлении, а самая главная трудность была в обеспечении параллельности колёс.Поэтому, после поездки в Питер и знакомства с более интересной и технологичной конструкцией поворотных кулаков на веломобилях Галкина и Кудрявцева мы стали использовать другую конструкцию, лишённую недостатков сваренных из листа кулаков.

Александр Карпук. Тамбов, ноябрь 2010 г.