Веломобиль «ВАДИКОВСКИЙ (1) чёрный». История создания, конструкция, применение | Лучистое

Веломобиль «ВАДИКОВСКИЙ (1) чёрный». История создания, конструкция, применение

Веломобиль построен в 1995 году Вадимом Дунаевым. После сезона эксплуатации рама предыдущего Вадиковского веломобиля требовала серьезного ремонта и модернизации. Вадим отдал ее нам для экспериментов и взамен получил новый комплект деталей для постройки следующего веломобиля.

Четко разделить, что один веломобиль создан только тем человеком, а другой – только другим человеком, при коллективном творчестве нельзя да и просто глупо. Было место общения, место встреч, было много общения и много встреч единомышленников. Официально место называлось – «Кружок конструирования веломобилей» в «Центре технического творчества Профтехобразования». Там мне платили очень небольшую зарплату а давали место для работы. Официально, как совместитель, я имел право заниматься три раза в неделю по три часа. А фактически сидели, пилили, строгали, точили, скоблили, красили, катались чуть ли не каждый вечер и до 10 и до 11, а порой и позднее. Гоняли чаи (еще раз подчеркиваю – только чаи! У нас было мало своих ограничений и одно из них – полный запрет на употребление любых спиртных напитков) принимали гостей, слушали чужие рассказы о поездках, о путешествиях, рассказывали о своих победах и достижениях… Веселое было время! Правда, своей беготней, шумом возней приводили просто в исступление самых главных работников «Центра» — сторожей, которые утром пачками писали начальству на нас докладные и жалобы о том, что мы опять сидели допоздна, шумели и приводили «ПОСТОРОННИХ!» и вообще пора разобраться, чем мы там на самом деле занимаемся..

Вадим стремился создать скоростной веломобиль. Чтобы уменьшить мидель поперечного сечения, сиденье расположил как можно ниже, отказался от промежуточной передачи в пользу отжимающих роликов. Дорожный просвет оставался в пределах 105 мм.

Веломобили во время похода выходного дня. Вадим Дунаев в центре. Веломобиль о котором идет речь в статье на фото справа. Когда веломобилей стало больше, их стали различать по цвету рамы, а вначале говорили просто – веломобиль — или по принадлежности к хозяину – типа – Вадиковский мобиль. На фото крайний слева его предшественник – восстановленный аппарат – теперь его уже называют «Серый», по цвету рамы. Хорошо видны различия в компоновке двух веломобилей. Вроде бы не очень много – чуть уже, чуть ниже, а разница по максимальной скорости почти в 8-10 км/час.

Ещё во время постройки концепция этого веломобиля вызывала много споров. В основном вокруг конструкции рамы. В отличие от предыдущих веломобилей аналогичной компоновки, упор делался на создание рамы с минимальным количеством сварных швов из тонкостенных труб и профилей большого диаметра и сечения.

Расстояние между передними управляемыми колёсами уменьшили до 640 мм. а руки теперь лежали на откидывающемся при посадке руле, перед собой. Новинкой в наших веломобилях было использование в качестве педальной колонки трубы большого диаметра без подкосов.

Будущий веломобиль прорисовывался в масштабе 1:1 на склеенных вместе листах ватмана — вид сбоку, вид сверху и подробно все основные узлы. Постройка существенно облегчалась, т.к. во всех основных узлах использовались уже бывшие в наличии типовые элементы «конструктора веломобилиста».

Большие углы самоустановки поворотных кулаков позволяли свободно ездить на веломобиле без рук, управляя поворотом с помощью наклонов туловища. Про этот веломобиль уже можно было с полным основанием говорить – устойчив на любой скорости.

Задняя подвеска – традиционного для нас типа – на резьбовых втулках и парой клапанных пружин в качестве упругого элемента, надёжно работала долгие годы, делая езду комфортной и приятной.

Веломобиль получился удачный. Два года это был самый скоростной из наших веломобилей, хотя вес полностью снаряжённого веломобиля достигал почти 27 кг.

Однако, слишком сидячая посадка водителя (50◦), по словам Вадима, обеспечивала прекрасный обзор на дороге, но мешала развить действительно высокую скорость – при движении чувствовалось, что встречный поток воздуха буквально упирается в грудь и тормозит движение, а плотная компоновка (ведущее колесо стояло почти вплотную к сиденью), не позволяла изменить угол наклона сиденья.

Была еще одна особенность аппарата — при сильном нажатии на педали, поролон сиденья легко сжимался под спиной, позвоночник доставал до самого алюминиевого каркаса сиденья. Когда же водитель переставал нажимать на педаль в мертвой точке хода, мягкий, но упругий поролон немедленно выталкивал спину обратно, и много сил уходило именно на упругую деформацию поролона.

Не совсем удачное крепление багажника ограничивало перевозимый груз, примерно 10 кг. Расположение переключателя скоростей на трубе руля удобно: всё под рукой, не надо никуда тянуться, но с другой стороны – водитель частенько задевали за рычаги манетки штанами и коленками, но на тот момент других манеток у нас просто не было.

На фото веломобиль после модернизации – заменен чехол сидения,шикарный чехол из белой кожи заменили на проветриваемый материал – спина стала потеть намного меньше. Стальные трубы на руле стали более легкими – алюминиевыми от раскладушек, руль откинут вперед для удобства посадки.

На пути в Воронеж. На дороге с кочками и камнями длинная цепь сильно раскачивалась и иногда соскакивала с отжимающих роликов, но её можно поправлять руками, не вставая с сиденья да и не останавливаясь.

Веломобиль активно использовался практически во всех клубовских мероприятиях, всегда привлекая внимании своим внешним видом.

Во время проведения пробега «Зеленое кольцо Тамбовщины» 1997 год. Сидит Дима Писанов, на багажнике – Саша Сергеев.

Но, не смотря на некоторые недостатки, этот веломобиль – простая, лёгкая в управлении, маневренная, надёжная, и, что немаловажно, очень эстетичная машина. Руль перед водителем создавал некоторую иллюзию (но очень приятную) защищенности. На таком руле удобно размещался сигнал в виде огромной груши с тремя дудками, издававшими просто оглушительный рёв, и зеркало заднего вида.

Один из самых удачных наших веломобилей. Очень долго находился в эксплуатации, не смотря на то, что Вадим уже через пару лет собрал следующий аппарат и перестал следить за техническим состоянием своего детища.

Первоначально он отдал веломобиль своему отцу, но не смотря на эстетичный внешний вид, веломобиль был весьма «сыпучим» — сидение, багажник, рулевая, были собраны на винтиках от детского конструктора, постоянно разбалтывались и раскручивались.

В то время, мы проводили много показательных мероприятий и часто обращались к Вадиму с просьбой дать на выступление его веломобиль и, как печально шутили ребята-кружковцы, если посчитать всё время, потраченное на приведение в порядок этого аппарата, пяток своих бы точно собрали…

Веломобиль недостаточно иметь, его надо уметь эксплуатировать, через некоторое время отец Вадима купил «Запорожец» и перестал вспоминать про мобиль.

Аппарат был разобран по ветхости примерно в 2003 году.

Александр Карпук