Веломобиль «ВИШЕНКА». История создания, эксплуатация. «Биография». | Лучистое

Веломобиль «ВИШЕНКА». История создания, эксплуатация. «Биография».

Бывают люди со странной и сложной судьбой, но встречаются и вещи с ещё более странными и запутанными судьбами. К веломобилям это относится в большой степени. Довольно сложное устройство, которое необходимо представить, детализировать, разбить мысленно на элементы, прорисовать, сделать и состыковать и самодельные узлы и серийные детали, причем не обязательно от велосипедов, откатать, чтобы все работало. И веломобиль оказывается сосредоточением внимания, оказанного ему в разное время в разном настроении. И чем больше им занимаешься, тем больше он аккомулирует в себе силы, внимание, настроение изготовителя, автора, хозяина…

Веломобиль — сложная разноплановая конструкция. Когда ими много занимаешься, нарабатывается навык, опыт, представление, где, что должно стоять, как работать, как должны взаимодействовать друг с другом узлы и как в работу этих железных узлов впишется живой человек… И все равно, многие моменты становятся ясны, только в реальной эксплуатации. Когда все закончено и отлажено, смотришь, как вроде бы просто и лаконично, но перед этим, возможно, узел переделывался в металле несколько раз, а сколько бумажных листов было исчеркано, изрисовано, промерено, всем чем только можно. Когда наконец, совпали и дизайнерские задумки и конструкторские идеи и технологические и финансовые возможности, когда готовый аппарат стоит сверкая свежей краской, радуясь последней закрученной гайке и смотришь на него — как все в нем просто! И сколько раз я слышал — а че в них делать — то! Щас я тут немножко срисую, маленько померяю, и через недельку ждите, приеду, круче вашего будет!

Да с удовольствием порадовался бы такому полету человеческой фантазии и скорости мысли, но, в жизни чаще бывает все намного проще и увы прозаичнее.

Итак, его теперь зовут «Вишенка». Свое имя веломобиль получает только после первой успешной поездки, когда он самостоятельно выезжает, делает свою работу, для чего он собственно и предназначался и безо всяких регулировок, подкручиваний, своим ходом возвращается домой, а по возвращении у конструктора не возникает дикого и страстного желания переварить сиденье, разрезать раму, поменять колеса или заняться чем либо иным, типа вышивания крестиком или разведением кактусов.

Когда я пишу эти строки на дворе осень 2009 года, а первый раз веломобиль был собран под пробный выезд еще в далеком 1996 году!

Рама была сварена под впечатлением и с учетом необходимых доработок и по опыту эксплуатации «Зеленого», «Желтого» и «ЖЕСиКа» и нового тогда Вадимовского «Чёрного». И хотя, первый пробный выезд аппарата произошел только в 2009 году, изготовление и сборка веломобиля оказали большое влияние на проектирование и изготовление одного из самых удачных наших веломобилей — моего «Черного», который находился в интенсивной повседневной эксплуатации несколько лет, и все тех-обслуживание сводилось к контролю давления в шинах и своевременной замене раз в год изношенных цепей, да профилактическом осмотре гаек крепления сидения к раме.

Итак, «Вишенка». Год 1996. На почти готовый аппарат положил глаз один из кружковцев. Дескать, хочу в личное пользование. Дело хорошее, еще один владелец и еще один веломобиль в эксплуатации, который можно «припахать» на мероприятия очень здорово. Денежек у парня не было, переговорили с родителями, махнулись на спортивный велик. Думаете мне тот велик был нужен? Уж очень хотелось, чтобы еще один мобиль по городу ездил.

Чтобы веломобиль поехал, надо было всего лишь изготовить сидение, да укомплектовать мобиль мелкими серийными велосипедными деталями. И парнишка вроде работал нормально, старался, но силенок «поднять» аппарат, укомплектовать и отрегулировать не хватило, и даже больше, не хватило желания, терпения, усидчивости… Через пару лет рама веломобиля вернулась ко мне обратно и стала дожидаться лучших времен.

Была еще одна попытка «пристроить» веломобиль в «хорошие руки». Заниматься тогда его сборкой мне не хотелось и аппарат взяли на самостоятельную доделку, рама — с собранной рулевой трапецией. Увы, через пару лет его останки снова вернулись ко мне, веломобиль так и не смог проехать ни одного метра. Просто не хватило фантазии, как доделать, чтобы все работало…

Потом появился покупатель, он хотел взять набор деталей для изготовления веломобиля и с «Вишенки», хотя тогда её ещё никак не называли, сняли все узлы — поворотные кулаки, качалку, тяги, промежуточную передачу, оставив только раму с маятником.

Прочная серая молотковая краска за годы хранения обдиралась, да она уже и не соответствовала новым требованиям. То, что было хорошо в середине 90-х годов — практичность, не маркость, доступность уже никак не котировалось в 2000-е годы. Веломобиль фактически надо было создавать заново.

Рама веломобиля «Вишенка» после окраски порошковой краской. Самое важное – защитить от краски посадочные места под подшипники и резьбы в каретке. После сушки в печке, краска приобретает большую твёрдость и очистить от неё мелкую резьбу практически нереально, поэтому в каретку вкручиваем старые чашки, в другие отверстия с резьбой – болты, а все посадочные отверстия глушим заглушками из свернутой бумаги.

Восстанавливать веломобиль начали в 2005 году, параллельно со сборкой «ЖЕСиКа». Ряд узлов рамы дополнительно усилили, изготовили новый маятник под установку Ви-брейков, сварили поворотные кулаки, раму отпесочили и покрасили порошковой краской в вишневый цвет. Качество покрытия очень высокое и внешний вид на уровне современных требований.

На фото, один поворотный кулак зажат в кондукторе, второй – готовый лежит рядом, так же видны оси и корпус передней втулки. Втулки делались сварными – фланцы из Д-16, середина – труба АМГ-3, после окончательной токарной обработки и декоративного травления втулки приобретают такой своеобразный разноцветный вид – каждый материал своего цвета и размытый переход между ними.

 

 

 

 

 

 

 

Как уже давно подмечено, многие вещи, особенно средства транспорта имеют свой особенный характер, что то любят. Веломобиль «Вишенка» в этом плане не исключение. Очень любит, чтобы его возили и ещё больше ему нравится участвовать в праздничных и зрелищных мероприятиях.

Ещё до окончания сборки он стал героем теле сюжета о веломобилях на одном из Тамбовских телеканалов. В августе 2008 года.

В июне 2009 года «Вишенка» участвовала в карнавальном шествии, посвященном дню города.

 Не всегда три колеса обеспечивают достаточную устойчивость на дороге…

Вишенка, осень 2009 года, вид веломобиля перед заводской выставкой, где аппарат занял одно из призовых мест, а автор получил небольшую денежную премию. Заднее крыло крепится к маятнику. Очень неудобное решение – от вибраций крыло постоянно разбалтывается.

Зима 2010, Веломобиль приобрёл наконец-то свой почти законченный вид. Фото перед участием в выставке «Велопарк 2010». Полноценное сидение, багажник, куда и перебралось заднее крылышко и постоянно мигающий задний светодиодный фонарь. На раме спереди установлен фонарь, довольно удобное место.

Поездки на веломобиле зимой по Москве во время заносов – вполне увлекательное занятие. Шипованное заднее колесо и «пузатая» резина на передних колёсах. И самое главное – торможение от манетки переключения скоростей…

Возвращение своим ходом с выставки «Велопарк 2010» на Башиловку.

Участие веломобиля «Вишенка» в «Супер тест-туре веломобилей «Страна Бусландия-2010″ в августе 2010 г.

На спинке скотчем прикручено обыкновенное банное полотенце – оказалось в жару очень удобно – спина практически не потела. На веломобиле стоят передние колёса с ободами и резиной от старого велосипеда «Школьник». Они позволяют накачивать колёса до 3 атмосфер, на заднем колесе – узкая шоссейная резина шириной 32 мм, рассчитанная на высокое давление, что даёт веломобилю очень хороший накат, при вполне пристойной проходимости.

 

На привале. Самая главная ценность в жару – вода.

Трёх 1,5 литровых бутылок на 60 км еле хватило, а, простите, в туалет не ходили…

 

 

 

 

 

 

Сейчас веломобиль «Вишенка» находится в экспозиции музея веломобилей, в Московском КЭБ

Карпук Александр. Тамбов, октябрь 2010 г.