Веломобиль «ВИШЕНКА». Узел задней подвески. | Лучистое

Веломобиль «ВИШЕНКА». Узел задней подвески.

Задняя подвеска наших веломобилей собрана на резьбовых втулках. Никакого особого Ноу-Хау тут нет, вся конструкция целиком «стянута» с узла подвески заднего маятника мопедов «Верховина», Львовского мотовелозавода. Подвеска выпускалась несколько десятилетий и была растиражирована сотнями тысяч штук.

На львовских мопедах – это один из самых интересных и долгоживущих узлов. Как говорится, чего огород городить, бери да пользуйся. Что мы и сделали.

Основа подвески – втулки с резьбой М10х1 в которые вкручиваются болты с такой же резьбой. Болт выполнен ступенчатым – на нём выточено посадочное место под уши крепления маятника, диаметром 11 мм.

Подвеска работает именно на резьбе! Резьбовое соединение позволяет выбрать все зазоры, при необходимости сместить на несколько мм маятник вправо или влево относительно рамы, что иногда бывает важно при регулировке. И, что очень интересно, подобное крепление работает как фрикционный демпфер гашения колебаний.

Вначале на каждое ухо маятника надевается специальная стальная П — образная пластина. Затем вставляется болт и на него накручивается гайка проточкой в сторону уха.

После предварительной сборки (собираются оба узла без окончательной затяжки гаек), проверяем положение маятника относительно рамы, при необходимости корректируем положение вкручиванием или выкручиванием болтов.

Затем фиксируем уши, закручиванием гаек, проверяем лёгкость хода подвески покачивая маятник, он должен двигаться легко и фиксируем болты и гайки от отворачивания, обжимая их фиксирующими пластинами. На этом регулировка, впрочем, как и обслуживание в общем – то заканчивается, можно пару раз за сезон положить аппарат на бок и капнуть в соединение несколько капель жидкого масла.

Узел задней подвески перед сборкой. На левом ухе маятника показан порядок монтажа элементов соединения, на правой части фотографии тот же узел в разборе.

Перед сборкой проверяем соосность втулок, для чего пропускаем через отверстие калиброванный пруток диаметром 9 мм. На фото видно, что, по каким-то причинам произошла деформация перьев рамы и отверстия несоосны.

Раму фиксируем на столе (какой есть, на том и фиксируем). Чтобы сохранить краску рамы подкладываем под прижимающий уголок два листа микропористой резины.

К деформированному перу прикручиваем метровую стальную балку и, орудуя ей, как рычагом, за несколько приёмов возвращаем узлу соосность.

Карпук Александр. Тамбов, июнь 2010 г.