Воспоминания об участии в Велоэкзотике 2005 года. | Лучистое

Воспоминания об участии в Велоэкзотике 2005 года.

Свершилось, Сбылось. Наконец-то. После долгих лет произошла встреча веломобилистов. Не просто так, спонтанно, а организованно, заранее об этом было сообщение в Интернете, были организаторы, (и была огромная помощь со стороны этих организаторов(честь им за это и хвала), были приглашения и приглашенные, были давно ожидаемые кумиры (это я о Сергее Дашевском) и все это уже история. Это уже свершившийся факт. Теперь интересно оглянуться и подумать, а что собственно произошло и что нам с этим дальше делать.

Первый и самый интересный вопрос – а что такое веломобиль? Не в академическом смысле этого слова – типа это аппарат с мускульным приводом, с числом колес больше трех, расположенных не в одну линию и т.д. и т.п. На «Экзотике» веломобилей было достаточно, в техническом плане эти веломобили представляли основные направления развития этого вида транспорта.

Тамбовские участники со своими конструкциями перед началом «Экзотики».

Московские веломобили – так просто вершина технического совершенства, полет конструкторской мысли, от одного созерцания собственно конструкции я просто получал огромное эстетическое наслаждение. Полный привод это здорово, прекрасные дисковые тормоза на передних колесах при резком торможении поднимают веломобиль на одни передние колеса. Правда максимальная скорость в 35 км/час по моему несколько маловата, а стоимость немного великовата!

Крайне любопытны веломобили Стовбунского из Казани – все просто, интересно, с технической изюминкой сделано, очень необычно и при этом вполне жизнеспособно и работоспособно.

Веломобиль Стовбунского с очень интересной подвеской передних колес.

Веломобили привезенные Сергеем Дашевским позволяли представить направления развития европейских аппаратов.

Живая легенда российских веломобилистов, Сергей Дашевский, обучает всех желающих езде на велосипеде 19 века.

«Барон» — один из аппаратов, привезенных Дашевским. Очень быстрый, но посадка — на любителя.

Сергей Дашевский со своим рекордным веломобилем «Солнце Кубани»

Один из организаторов «Велоэкзотики 2005», Миша Тимцуник (справа), осматривает интересный аппарат, привезенный Дашевским.

Совершенно неожиданно, как динозавр из прошлого или даже это будет точнее, судя по произведенному эффекту, как боевой дирижабль времен первой мировой войны на «Экзотике появился четырехместный веломобиль, построенный еще лет 20 тому назад, но все еще во вполне пригодном для эксплуатации состоянии.

Этот замечательный аппарат и его творец удостоились одного из призов от клуба «Растабайк». Но это все касается технической стороны вопроса. Еще раз повторюсь – технически все направления проработаны очень прилично. Но намного интереснее другой вопрос – Зачем нужен веломобиль, область его применения, кем он будет востребован.

На «Экзотике» организаторы, из соображений безопасности для зрителей, разрешали ездить только вело-конструкциям и веломобили постоянно были в движении, т.к. на них давали кататься всем желающим.

Были и желающие прокатиться на тандеме, причем на месте водителя.

Бурный всплеск веломобилестроения на западе в 70-е годы был вызван энергетическим кризисом и выделенных после кризиса серией грантов предназначенных для разработки и пропаганды транспортных средств для городов, призванных частично или полностью заменить автомобили. Вливание денег сразу дало свои плоды.

Сообщения о веломобиле появились практически во всех средствах массовой информации.

Весьма плодотворную почву идея веломобилестроения нашла и на просторах Советского Союза. Для этого благополучно сошлись вместе:

– высокая техническая грамотность молодого поколения жителей городов, которые в большинстве своем работали на оборонных заводах и имели доступ к самым современным и передовым технологиям.* (см. ниже)

- материальный достаток, достаточный, чтобы не ломать голову о хлебе насущном.

- отсутствие личного транспорта. В силу сложившейся на тот момент ситуации многие не могли себе позволить автомобиль – очередь на несколько лет вперед, высокая стоимость машин и т. д.

- поддержка НТТМ (научно технического творчества молодежи) со стороны ВЛКСМ, ряда всесоюзных технических и научно-популярных журналов.

Сергей Михайлюк на своем аппарате.

* Маленькая сноска из личных наблюдений – самые интересные веломобили создавали люди по каким-либо причинам не знавшими устройство автомобиля, но работавшим в авиационной, космической промышленности или в судостроении.

И веломобили появились как грибы после дождя. Если кто-то веломобиль не делал, так мечтал об этом или хотя бы слышал. У этих веломобилей была своя ниша и предназначение – дешевый заменитель автомобиля, доступный для любительской постройки, с возможностью хранения в квартире и т.д. и т.п.

Денис Силантьев из Казани.

Показательные выступления веломобилистов на «Экзотике». Зрителей приветствует Сергей Михайлюк.

К концу 80х началу 90х годов Советские веломобили, разработанные любителями – энтузиастами достигли практически пика своего технического развития и совершенства. И практически все представленные на «Экзотике» веломобили и были наследием того взлета технической культуры, носители которой выросли и получили образование в Советском Союзе.

Но ушел СССР с его стабильными ценами, всеобщим тотальным и повальным дефицитом, скончался ВЛКСМ, народ пошел кто в бизнес, кто на рынок. Кардинально изменилась ситуация в стране, поменялись экономические условия. Автомобилей стало много, очень много, разных, сейчас вполне ездящий б/у автомобиль стоит намного дешевле не очень дорогого велосипеда. И исчез социальный заказ на веломобили, как на заменитель автомобиля. Хорошо это или плохо – это риторический вопрос.

На «Экзотике» проходила выставка китайских электровелосипедов, очень понравились аппаратики! Легкие, бегают быстро и бензином не воняют! До 40 км точно разгоняются, сам пробовал.

Несколько лет назад, когда мы были в Воронеже, к нам подошел парень из новых русских, обошел веломобиль и сказал: — Во велик придумали, сидишь как человек, а не как собака на заборе, кверху ж… Утверждение относительно классической велосипедной посадки своеобразное, но есть и такая точка зрения.

Веломобиль практически любой конструкции машина скоростная, динамичная, проходимая, надежная благодаря применению элементов пассивной безопасности (яркая окраска, катафоты, постоянно работающие в любое время суток светодиодные маячки, красный флажок ) и современных дисковых тормозов, но наибольшее развитие веломобиль получит в тех местах, где по каким-либо причинам не будет автомобилей. Это парки, набережные, спальные районы, небольшие города где всегда можно проехать из одного конца города в другой изредка встретив автомобиль (хотя нечего комплексовать, если уже выехали на дорогу, то и ведите себя, как полноправный участник дорожного движения, нечего жаться к обочине, смело занимайте середину полосы, чтобы у едущих сзади не возникло никаких вредных желаний подрезать, зажать; спокойно перестраивайтесь из ряда в ряд при повороте налево, главное, чтобы Ваши маневры были понятны всем окружающим и предсказуемы.

Если веломобилист соблюдает правила дорожного движения, как показывает мой двенадцатилетний опыт перемещения на подобном транспорте, гаишники его или просто не замечают, или относятся вполне лояльно.

Еще интересная область применения веломобилей туризм и использование как основного средства транспорта в экологических поселениях.

Велики от Растабайка.

На применении веломобилей в экопоселении хотелось бы остановиться подробнее. Некоторое время назад мне прислала письмо дама из поселения во Владимирской области с желанием приобрести веломобиль. Желание интересное. В прошлом году мне пришлось побывать в этом поселении. Мне были интересны перспективы применения веломобиля именно в поселении, а не в городе. Разница есть и причем существенная. В городском веломобиле вся конструкция подчинена скорости и обеспечению безопасности при маневрах и на скорости, минимальный вес, минимальные габариты при максимальной динамичности и подвижности, т.к. техника рассчитывается на людей спортивного образа жизни удобство посадки (собственно процесс усаживания) отходит на второй план. Поселенческий веломобиль (назовем так условно это явление) предъявляет несколько иные требования. Габаритные размеры не столь важны, гораздо важнее обеспечить повышенную устойчивость аппарата и при стоянке и в движении. Маневренность важнее скорости. Главное в подобных аппаратах- легкость и удобство посадки, некритичность сиденья к типу одежды. Возможность перевозить груз, затрачивая на его упаковку минимум времени.

Самое интересное, что мне удалось встретить на «Экзотике» веломобиль отвечающий практически всем требованиям «поселенческого» веломобиля. Это аппарат, который привез Сергей Дашевский. Этот веломобиль ему подарили в Европе. Но на конструкции стоит остановиться более подробно. Очень легко садиться, сетчатое сиденье подстраивается под человека, под его одежду, спина хорошо вентилируется и не потеет при езде( мокрая спина – бич жестких анатомических сидений скоростных веломобилей, едешь – жарко, остановился, поднялся на сиденье – тут же охватило). Интересен привод только на одно заднее боковое колесо. Думал будут какие-либо неприятные впечатления, например будет разворачивать при движении – ведущее колесо-то сбоку, но мне не удалось найти такой дороги, кроме зарослей густой травы, где бы это проявилось.

Потрясающая маневренность, благодаря большой базе веломобиль очень устойчив во время движения. Скорость небольшая, но каждому свое. Багажников на этом аппарате не было, но их можно поставить и сзади сиденья и корзинку над передним колесом. Единственный недостаток конструкции установка задних колес с развалом. Прочность колес это не повышает, идет несимметричный износ резины и трудно проконтролировать параллельность колес (накат у этого веломобиля был очень маленький). Но общее впечатление самое благоприятное. В задней части рамы сделано простенькое устройство, позволяющее у подобного веломобиля, сняв переднее колесо, закрепить там вилку, собрать тандем-сцепку. На все уйдет не больше минуты.

На фото хорошо видно сцепное устройство и привод на одно колесо. Сильно затруднюсь, на сколько необходим подобный развал колес, по-моему, кроме одностороннего износа резины ничего хорошего… Но сиденье очень удобное.

Тамбов. 2005-2009 гг.

 

 

 

Участники Велоэкзотики 2005 года.