Вступление. Что такое веломобиль. Его практическое применение.

Увлечение веломобилями пришло случайно. Теплым, тихим августовским днем мимо меня беззвучно и стремительно проскочил приземистый аппарат с педальным приводом. Через несколько дней мне посчастливилось познакомиться с владельцем и конструктором этого веломобиля — Вадимом Дунаевым. После нескольких минут поездки на новом для меня виде транспорта я понял, что хочу иметь веломобиль.

В конце 1993 года мне удалось устроиться на должность руководителя кружка технического творчества. Постепенно подобрался коллектив ребят — энтузиастов и поклонников веломобилей, с которыми мы сделали наши первые конструкции, достаточно надежные для повседневных поездок по городу.

Мы стремились создать простой, легкий, надежный, компактный, технологичный, удовлетворяющий «Временным техническим требованиям к веломобилям», легко повторяемый веломобиль, который по габаритам можно было хранить в обычной квартире и поднимать домой на лифте, с хорошими скоростными и динамическими характеристиками. Попутно обобщить и систематизировать отдельные узлы и механизмы веломобилей. Интенсивная многолетняя безаварийная эксплуатация показали высокую надежность и обоснованность использованных решений.

Как показала практика, обучение езде на веломобиле практически не требуется, с управлением справляются новички любого возраста и с самой различной физической подготовкой. Для управления веломобилем не нужны «права», достаточно знаний правил дорожного движения.

Веломобиль – это транспорт здоровья, бодрости, транспорт сильных, спокойных и уверенных в себе людей, удачно объединяет простоту, экономичность и экологичность велосипеда с устойчивостью, удобством посадки, хорошим обзором автомобиля. Педальный привод веломобиля более эффективен, чем велосипедный, за счет рациональной посадки и включения в работу мышц спины.

В любительской постройке прижились две основные схемы одноместных веломобилей. Одна из них — «Схема Мазурчака» это веломобиль с передним ведущим и управляемым колесом. Названа так по фамилии автора, опубликовавшего на страницах «М-К» статью, ставшую культовой и подтолкнувшую многих на постройку веломобиля. Статья написана просто, ясно и четко, рассказывая о проектировании веломобиля технологии его постройки. Никогда не был приверженцем этой схемы, но простота, технологичность и низкая стоимость находят своих поклонников.

Вторая схема — намного сложнее, дороже в постройке, но со значительно большим комфортом и возможностями для модернизации. С задним ведущим и передними управляемыми колесами.

С самого начала было очевидным, что при всем возможном многообразии форм, любой веломобиль состоит из набора типовых узлов, которые и определяют скоростные, эксплуатационные качества, его надежность и долговечность. Поэтому много сил и времени было потрачено на разработку и создание «конструктора веломобилиста» т.е. набора типовых элементов (быстросъемные боковые колеса, поворотные кулаки, элементы подвески, втулки ведущих колес, каретки, промежуточные передачи, отжимающие ролики и т.д. и т.п.), которые пригодны для установки на обычный велосипед и используя их, даже новичок, может в короткий срок собрать веломобиль собственной конструкции или какую либо еще конструкцию с мускульным приводом. Все аппараты, показанные на снимках собраны с использованием этих элементов.

Наши веломобили активно использовались для пропаганды технического творчества и здорового образа жизни при проведении различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых в городе. Они участвовали в детских праздниках, выставках, конкурсах и т.д.

С ростом технического совершенства наших веломобилей стали возможны туристические походы. Человеку свойственна тяга к путешествиям, к познанию нового, неизведанного. Для путешествий по родному краю веломобиль подходит наилучшим образом: устойчивый на дороге, достаточно проходимый, более грузоподъемный чем велосипед, он помогает человеку остаться наедине с природой, лучше раскрыть в себе физические и духовные силы.

Самые удачные мероприятия были проведены при активном сотрудничестве с местными «Зелеными». Наиболее продолжительный и интересный из них — пробег «Зеленое кольцо Тамбовщины», проведенный в августе 1997 г. посвященный 200-летию образования губернии, в течении которого группа на трех веломобилях с машиной сопровождения без поломок и происшествий прошла за 12 дней около 1000 км, посетив при этом практически все крупные населенные пункты области. Тысячи людей не только увидели веломобили, но и покатались на них. Попутно, на всем маршруте проходил проверку способ оценки состояния окружающей среды методом биомониторинга. После обработки результатов была составлена карта загрязнения области. В 1998 году наши веломобили побывали в соседнем Липецке. А в 1999 году группе из 5 человек на 4 веломобилях и одном мопеде, стал по силам маршрут Тамбов-Воронеж-Задонск-Липецк-Тамбов протяженностью около 600 км.

За новыми впечатлениями можно ехать за тридевять земель но и рядом, в нашей области много замечательных интересных мест с красивой природой и памятников старинной архитектуры. Поэтому, в последние годы, мы перешли на походы выходного дня. Для нас важнее не установление новых рекордов, а теплая, дружеская и дружелюбная атмосфера встречи и общения.

Хотя скорость веломобиля меньше, чем у автомобиля или мотоцикла, мощность «двигателя» не десятки лошадиных сил, а собственные ноги, благодаря удачной посадке, когда работают значительно больше групп мышц не только ног но и спины, хорошо подобранному передаточному отношению педального привода, большому числу передач, низкому центру тяжести, веломобиль имеет хорошую динамику. И для достижения той же скорости, что и на велосипеде требуется меньше усилий.

Умеючи можно и танк вверх гусеницами положить, не говоря уже о веломобиле. Опыт показывает, что только хорошо отрегулированный, полностью укомплектованный всеми системами пассивной безопасности(красный флажок, катафоты, яркая окраска, постоянно включенные фонари спереди и сзади) и освоенный веломобиль на дороге безопасен.

Еще излюбленный вопрос: куда же можно проехать на веломобиле? А куда угодно! На нем можно, конечно, прыгать с бордюров, перелазить через завалы щебня, съезжать по ступеням лестницы, переезжать различные препятствия типа крупных камней, кирпичей, бревен, но оставим это занятие специалистам по триалу, его же призвание и назначение — движение с высокой скоростью по хорошим дорогам, а проходимость веломобиля повыше, чем у «Жигулей» будет.

Срок службы? Веломобиль — это сложная конструкция, она требует приложения значительных усилий, знаний, желания, терпения, аккуратности и последовательности. Хороший веломобиль стоит дороже велосипеда с аналогичным уровнем комплектации. Но грамотно спроектированный, правильно собранный и отрегулированный веломобиль при проведении незначительной и регулярной профилактике, замене быстроизнашивающихся частей(звездочек, цепей, покрышек) верно служить хозяину долгие годы.